«В Дании для норок уже вырыли «братские» могилы»: украинские производители меха забили тревогу из-за COVID-19

Несколько дней назад мир ошеломила весть о том, что в Дании умертвят около 17 млн норок из-за того, что животные якобы способны переносить коронавирус. А потом COVID-19 нашли у пушных зверей в Нидерландах, Испании, Швеции, Италии и США. Фермеры получили письма-приказы уничтожить животных, в том числе, и здоровых.
Украинская норка не болеет
Как законопослушные граждане датчане принялись за работу – отправлять норок на тот свет. Конечно, использовать шкуры коронавирусного зверя для изготовления меха нельзя. По сообщениям прессы, умерщвление такого количества норок обошлось бы Дании в 5 млрд крон.
Украинские производители меха забили тревогу. А что, если придется убить всех меховых животных и на украинских фермах? Кто будет компенсировать миллионные убытки?
Однако Ассоциация звероводов Украины поспешила успокоить – в украинских норок коронавируса нет.
Конечно, тесты мы не делали – у ферм нет такой возможности, но в этом и нет необходимости, – объяснили нам в Ассоциации звероводов Украины. – Но у нас не было ни одного случая заражения коронавирусом работников ферм. Соответственно, норки ни от кого не могли заразиться.
Здоровье работников на фермах регулярно проверяют – делают тесты, измеряют температуру, также придерживаются дистанции между людьми. Кроме того, в Ассоциации подчеркнули, что за все время, когда в мире бушует пандемия коронавируса, на фермах не было обнаружено ни одного животного с его симптомами, как не было и повышения показателей смертности.
Готовые вакцинировать норок от COVID-19
Кстати, звероводы Украины заявили, что готовы даже сделать норкам прививки от коронавируса. Вакцину уже тестировали на животных в Европе.
Готовы сделать – в случае, если разработчики вакцины подтвердят эффективность препарата, – отметили корреспонденту «Западного аргумента» в Ассоциации звероводов. – Доклинические испытания вакцин в Европе уже прошли на хорьках и дали хороший результат. Сегодня ряд вакцин проходят испытания на собаках и кошках, которые также восприимчивы к вирусу COVID-19. В ближайшее время будут проведены исследования на норковых фермах. Ассоциация звероводов Украины провела мониторинг рынка и приняла решение участвовать в вакцинации животных.
Звероводы отмечают, что вакцинация норок будет проходить параллельно с вакцинацией людей. Эффективность вакцины от американской компании и ее немецкого партнера составляет почти 90%.
Пути назад нет
На этой неделе премьер-министр Дании Метте Фредериксен попросила прощения у фермеров по разосланные ранее приказы об уничтожении здоровых животных. В тот же день датские фермеры получили другие письма, где приказная форма была изменена на просительную. Однако маховик массовых убийств норок по всей стране уже был запущен – до 10 ноября в стране убийства пушного зверя шли полным ходом…
В Дании сейчас прорабатываются законодательные изменения, которые бы дали правительству право требовать этого, – отмечают в Ассоциации звероводов. – Датские фермеры заявляют, что пути назад уже нет.
Эти новости насторожили и украинских фермеров. Они пока сомневаются, что в Украине власть также может попросить уничтожить пушных зверей, однако не скрывают – этот бизнес и так давно уже идет на спад.
Шкурка вдвое дешевле, чем вырастить норку
С меховиками не один год активно борются экоактивисты. Этой осенью должны были рассмотреть законопроект о запрете меха в Украине с 2025 года. Однако так и не рассмотрели.
Надеюсь, его не примут никогда, – говорит корреспонденту «Западного аргумента» директор предприятия по разведению пушного зверя на Львовщине, экс-голова совета директоров зверохозяйств Украины Василий Муха. – Это уничтожит не только меховой бизнес, а повлияет на всю экономику и экологию страны. Куда, как вы думаете, мясокомбинаты и рыбные, перерабатывающие предприятия, птицефермы девают отходы? Их съедают норки – мы выкупаем отходы для этого. А если норок не будет – им придется платить за утилизацию отходов, по 5 гривен за килограмм. Так, как сейчас делаем мы. Только наше предприятие съедало в год 20 тонн отходов. Такие комбинаты и предприятия просто остановятся, если запретят мех.
Также, как отмечают предприниматели, меховой бизнес перестал быть выгодным. Во-первых, сейчас людям банально не до шуб – спрос на них упал. Стоимость шкурки снизилась – она стоит в два раза дешевле, чем вырастить норку. Дешевая – меньше десяти евро, дороже – около 30-ти. Примерно в такую же сумму обходится себестоимость. Животное кормят 8-9 месяцев – мясом и рыбой, а в ноябре-декабре убивают. Рождаются норки в марте.
Меховые аукционы закрываются
Подобные шаги власти Дании, по словам украинских меховиков, обойдутся этой стране очень дорого.
Дело в том, что Дания – один из лидеров по производству меха. В этой стране сделали много шагов для того, чтобы развивалось собственное производство, – объясняет корреспонденту «Западного аргумента» Василий Муха. – Там очень много семейных маленьких ферм, где выращивают по несколько тысяч норок. Также изготавливают станки для обшивки шкур и другое, необходимое в процессе изготовления меха. И меховое производство давало до 30% валового дохода страны.
Притом государство активно помогало фермерам – весь процесс выращивания норки не был положен на плечах одного человека или семьи.
Если поголовье норок истребят, может закрыться и меховой аукцион в Копенгагене. Хотя такие аукционы закрываются во всем мире из-за уменьшения производства меха и его запрета. Например, в этом году, по словам фермеров, закрылись аукционы в Канаде и США.
Мы всегда закупали мех заграницей, а не в Украине, где его мало – у нас слабое производство, – поделились с корреспондентом «Западного аргумента» на одной из меховых ферм в Тысменице, на Прикарпатье, которая давно прославилась как меховая столица страны. – Но, если вдруг в Украине все же бы запретят мех, то вслед стоит запрещать и колбасу, и ветчину. Если бороться с убийствами животных, то до конца – верно? Кстати, вы заметили, что носят многие из эко-активистов? Не дермантин и резиновые кеды, а кожу.
Меховая столица приходит в упадок
Тысменица Ивано-Франковской области – небольшой поселок, где раньше работало больше сотни меховых магазинов. Оно стало известным на всю Австро-Венгрию, не утихала эта слава и во время Советского Союза. В начале XX века именно здесь появилось самое большое меховое предприятие в империи – меховая фабрика, которая изготовляла кожухи для всей Австро-Венгрии. Затем шапки и шубы начали отправлять в Сибирь.
Сейчас меховые салоны друг за другом закрываются – мех стал непопулярным, покупателей нет. В остающихся работать шубы и кожуры неподвижно висят на вешалках – никто даже не примеряет.
Иногда живых зверюшек покупают в зоомагазины, – говорят фермеры. – А кожуры заказывают все реже.
Между тем, свое мнение высказали и представители Всемирной организации здравоохранения. Они заявили, что не видят необходимости в убийстве норок.
Во время пандемии коронавируса предпринимателям в Украине пришлось усилить противоэпидемические мероприятия на фермах. Это означает и усиленную дезинфекцию, дистанцию между работниками и постоянные проверки их здоровья – температурный скрининг и тесты на коронавирус, ведь заразиться норки могут только от людей. Кроме того, COVID-19 – не единственная угроза здоровью пушного зверя, так что за эпидбезопасностью на фермах следили всегда.
Елена МАТЮЩЕНКО.